Зоотехническая характеристика тяжелоупряжных пород лошадей

Русский тяжеловоз – отечественная порода тяжелоупряжных лошадей. Усилиями селекционеров в ней собраны лучшие рабочие качества европейских тяжеловозов. Именно это позволяет её представителям стабильно занимать призовые места на всевозможных выставках. Описание русских тяжеловозов и интересные факты о них – в этой статье.

Шайры – это очень могучие и массивные животные. Именно эти английские кони – самые крупные представители вида тяжеловозов. Они по совместительству представляют собой и наиболее древнюю тяжеловозную породу – первые упоминания о шайрах встречаются еще в записях, датированных первыми веками нашей эры. Они и сегодня пользуются огромным спросом, так как обладают целым рядом уникальных качеств и характеристик, в числе которых и неповторимый внешний вид, который поражает своим великолепием.

Именно эти английские кони – самые крупные представители вида тяжеловозов

Экстерьер породы:

  • массивный внешний вид;
  • высота в холке не менее 165 см, причем у некоторых особей она может превышать 190 см;
  • широкая, короткая и сильная спина;
  • массивная широколобая голова крупных размеров;
  • мускулистые и мощные ноги с крупными копытами;
  • длинный круп;
  • заостренные уши;
  • пушистый хвост.

Массивный внешний вид Высота в холке не менее 165 см, причем у некоторых особей она может превышать 190 см Мускулистые и мощные ноги с крупными копытами

Характерные особенности этой породы:

  • Удивительная выносливость. Шайры способны перемещать большой вес на расстояние до нескольких десятков километров.
  • Дружелюбный характер. Представители этой породы очень миролюбивы и доброжелательны по отношению к другим животным и к людям. Они послушно подчиняются своим владельцам.
  • Обучаемость. Эти кони способны обучаться командам, выполняя все необходимые распоряжения.

Удивительная выносливость Они послушно подчиняются своим владельцам Эти кони способны обучаться командам, выполняя все необходимые распоряжения

Именно порода лошадей шайр положила начало многим современным тяжеловесным видам.

Зоотехническая характеристика тяжелоупряжных пород лошадей
Зоотехническая характеристика тяжелоупряжных пород лошадей
Зоотехническая характеристика тяжелоупряжных пород лошадей

 

Краткая история селекции

В 40-х годах XIX века из Бельгии в Россию стали завозить некрупных тяжелоупряжных лошадей – арденов. Они быстро получили распространение, хотя и имели ряд экстерьерных недостатков. В 1904 году уже более 300 российских хозяйств и конных заводов занимались разведением арденов, но в разнообразных помесях – с першеронами, брабансонами. Орловский рысак также поучаствовал в улучшении качеств русских арденов.

В результате многолинейного скрещивания порода приобрела собственные черты и заслужила признание на международных выставках. Революция 1917 года на несколько лет прервала племенную работу. Возобновилась она уже в новых условиях и завершилась только в 50-х годах XX века регистрацией породы, которую назвали русский тяжеловоз. Сегодня основная работа с ней ведётся ВНИИ коневодства.

Русская тяжеловозная

Порода выведена в конце прошлого столетия в хозяйствах России и Украины путем сложного воспроизводительного скрещивания, отбора и подбора в условиях умеренного кормления и сельскохозяйственного использования. В выведении породы принимали участие местные лошади Украины, горные ардены и другие тяжеловозные породы (першероны, крупные бельгийские тяжеловозы и др.), а также орловский рысак и некоторые верховые породы.

Русские тяжеловозы относятся к группе некрупных тяжеловозов и отличаются меньшими размерами, имея характерный тип телосложения для тяжеловозных пород. Лошади характеризуются отлично выраженными упряжными качествами, экономичны в содержании и неприхотливы к корму, отличаются долголетием, высокой плодовитостью, скороспелостью, добронравны и энергичны.

Лошади породы имеют удлиненный формат; глубокую и широкую грудь; голова средняя и широкая во лбу; шея короткая и массивная; холка низкая; спина длинная и широкая; круп длинный, свислый и раздвоенный. Конечности передние короткие, но широко поставлены, встречается запавшее запястье; задние — поставлены правильно, щетки малые, копыта небольшие, рог прочный.

Основные масти — рыжая (50,4 %), рыже- гнедая (12 %), рыже- чалая (17,3 %) и совсем редко гнедая.

Основные промеры для жеребцов, см: высота в холке 150, косая длина туловища 158,2; обхват груди 192,5; обхват пясти 21,8; кобыл соответственно 149.6; 159; 192; 21,2.

В породе выделено два внутрипородных типа: уральский- более крупный и украинский- менее крупный. Ведущими и перспективными линиями в породе являются: Лазутчика, Коварного, Капитэна, Свиста, Паденщика и Горностая. Имеются также семейства: 026 Булки, 144 Норки, 1611 Салфетки, 0348 Кулиги, 0340 Кристальной.

Лошади русской тяжеловозной породы установили рекорды: на доставку груза рысью с силой тяги 50 кг (в повозке с грузом 1,5 т) на дистанции 2 км- 5 мин 20,5 сек; на 2 км шагом с силой тяги 150 кг (с грузом 4,5 т)- 13 мин; тяговую выносливость по пройденному расстоянию с силой тяги 300 кг (с грузом 9 т)- 1091,6 м.

Читайте также:  Овцеводство как бизнес для начинающего фермера

Русская тяжеловозная порода разводится в 120- м Мстиславском конном заводе Могилевской области, который организован в 1930 году. В настоящее время Мстиславский конный завод является крупным многоотраслевым хозяйством. Селекция с лошадьми ведется на основе плана племенной работы.

Рабочие лошадки — Советский и Русский тяжеловозы

Происхождение Урал
Масть Чаще рыжая и рыже — чалая
Рост в холке от 146 до 150 см
Экстерьер Удлиненный корпус, коротковатые ноги,
Использование В сельскохозяйственных целях, для перевоза тяжелого груза и реже езды верхом

Русский тяжеловоз относится к породе тяжелоупряжных лошадей. Чаще всего применяются для перевоза большого груза. И хоть и не является самой крупной лошадью в мире, но обладает достаточной силой и выдержкой. Отличается замечательной работоспособностью и долголетием, а также довольно высокой плодовитостью. В отличие от многих лошадей, абсолютно не требовательны к условиям жизни, Русские тяжеловозы отлично подстраиваются под условия русского климата.

Происхождение

Родиной Русского тяжеловозного коня является Урал и работы по выводу породы были довольно непростыми. Во время селекционных работ использовались — Бельгийские тяжеловозы и русские упряжные породы.

Также неоднократно приливались крови Орловских рысаков, Першеронов, Брабансонов и даже Арабских чистокровных скакунов.

Основной целью было вывести скакуна с силой на достаточном уровне, неприхотливого и обладающего резвостью, чтобы он мог свободно шагать и бегать рысью.

Внешний вид

Высота в холке составляет от 146 до 150 см. Корпус лошади весьма удлинен, однако, ноги слегка коротковаты, зато отличаются крепостью. Голова довольно небольших размеров, но широкая, а шея отличается мускулистостью. Окрас шерсти такого скакуна в основном рыжий или рыже — чалый. Иногда, очень редко, встречается вороная и гнедая масть.

Характер

Лошадки породы Русский тяжеловоз отличаются абсолютно спокойным характером и добродушностью. Они умны и уравновешены. Благодаря этому легко идут на контакт с людьми и отлично служат им.

Советский тяжеловоз официально задокументирован в 1952 году. Его вывели сотрудники Починковского конного завода № 23 (Россия). Для получения породы использовались Битюги, Ардены, Першероны, Брабансоны, Английские суффольки. В итоге советские селекционеры получили рабочую лошадь с такими характеристиками:

  • высота в холке — 1,6–1,7 м;
  • масса — 0,7–1 т;
  • голова — средней величины;
  • шея — недлинная, с хорошо просматриваемыми мускулами;
  • грудной отдел — широкий, с округлыми рёбрами, с отчётливо видимыми мускулами;
  • спина — широкая, в меру мягкая, с прямой широкой поясницей;
  • конечности — средние по длине, отличаются крепостью и сухостью;
  • хвост — несильно обросший;
  • грива — отличается густотой;
  • масть — рыжая, рыже-чалая (основные), гнедая, гнедо-чалая;
  • характер — выдержанный.

Достоинства:

  • высокая скороспелость;
  • способность употреблять дешёвые корма;
  • высокая молочность у кобыл.

Недостаток лишь один — нередко встречаются аномалии развития конечностей в виде косолапости. На рабочих способностях непарнокопытных это не сказывается.

Обзор популярных пород

Название Описание
   Арденская

 

Одна из самых древних европейских пород, которая была выведена еще более 2000 лет назад. Сегодня эти тяжеловозы считаются одними из самых красивых. Кроме гармоничного телосложения лошади отличаются универсальностью в работе и подвижностью. Несмотря на свои габариты, а это иногда около 160 см в холке, эти трудяги легко работают в горной местности, за что и популярны во многих странах.

Брабансон

(Бельгийский тяжеловоз)

В Средние века эта порода лошадей тяжеловозов называлась «Фландерская» и использовалась для рыцарской конницы. На ее основе в ходе селекции были выведены такие известные породы как шайр, ирландский тяжеловоз и суффолькский. Изначально брабансоны были не выше 140 см в холке, но отличались невероятной подвижностью и выносливостью. Современные брабансоны – это крепкие, рослые (до 180 см в холке и весом до 1 тонны) лошади с компактным телосложением.
Клейдесдаль Этих тяжеловозов сегодня знают во всем мире и это одна из немногих тяжелоупряжных пород, которая используется в королевской кавалерии. Визитной карточкой клейдесдалей является их высокие ноги с пышными щетками и всевозможные белые отметины на ногах и голове. Выведена порода была в Шотландии в Ланаркшире на основе бельгийских тяжеловозов. Сегодня эти лошади являются символом любых шотландских праздников, а еще традиционных пивных запряжек с бочками.
Першерон Как понятно из названия, Першерон – это французская порода, полученная в 19 веке. Сегодня эти лошади одинаково популярны как для тяжелых работ и перевозки грузов, так и для конных прогулок. Это возможно благодаря грамотной селекции, когда использовали восточных жеребцов для улучшения хода и подвижности коней. Першероны отличаются большим ростом – до 175 см в холке, а также традиционной серой мастью в яблоках(помимо вороной).
Шайр Сегодня английские шайры – одни из самых крупных тяжеловозов в мире: средняя высота в холке более 170 см. Как видно на фотографии, это очень нарядные лошади с пышными фризами на ногах, длинной гривой и хвостом, поэтому их во всем мире используют на различных шоу и праздниках. К тому же эти гиганты послушные и спокойные, хорошо поддаются обучению и дрессировке.
Советский тяжеловоз Крупные и наиболее массивные лошади отечественной селекции. Рост в холке жеребцов нередко превышает 160 см, а вес – 800 кг. Советские тяжеловозы подвижные, энергичны по темпераменту и плодовитые. Часто используется в селекции.
Владимирский тяжеловоз Владимирская порода называться стала от области, где она была выведена. Сегодня владимирские кони менее массивные, но более рослые и подвижные. Именно поэтому сегодня их часто использует не только в запряжках, но и под седлом. Отличаются также большой грузоподъемностью и выносливостью.

Более подробно обо всех породах тяжеловозов читайте в наших тематических статьях. А вот полюбоваться гордостью нашего отечественного тяжеловозного коневодства – владимирскими конями, предлагаем уже сейчас на видео ().

Краткое описание породы

Отличительные преимущества русских тяжеловозов — абсолютная неприхотливость в условиях содержания и корме, долговечная служба на благо человека, высокая продуктивность лошади. Последний указанный параметр касается выработки молочной продукции. Кобылы данной породы дают большой объем молока, из которого производятся редкие сорта сыра. Внешне лошади породы Русский тяжеловоз прославились средней размером и при этом легкой головой с широким лбом, которая восседает на короткой мускулистой шее, густой шикарной шевелюрой в гриве и хвосте, а также длинными щетками на конечностях. Телосложение лошади характерное для тяжеловозов, длинная сильная спина, сухая конституция, короткие сильные конечности, ровная поясница и достаточно широкая холка.

Эффектная внешность и высокая трудоспособность лошади делает ее незаменимой в хозяйствовании и фермерстве. Сегодня лошадей породы Русский тяжеловоз подразделяют на три подвида:

  1. Уральский тип лошади, который разнится удлиненными конечностями, покрытыми объемной шевелюрой.
  2. Массивный тип лошадей, которые большие по габаритам по сравнению с другими тяжеловозами.
  3. Новоалексеевский тип лошади, схожий визуально с массивным типом, но немного меньший по параметрам.

Визитная карточка коня данной породы — непоколебима выносливость, спокойный добрый нрав, покорность хозяину.

Читайте про другие русские породы тяжеловозов:

Внешний вид и параметры представителей

Лошадей породы Русский тяжеловоз легко отличить от других представителей по следующим признакам:

Внешний вид и параметры представителей
  • средние размеры (высота в холке — до 150 см, пясть — около 21 см);
  • широкий лоб;
  • мускулистая шея;
  • мощные грива и хвост (густая шевелюра);
  • длинные волоски на коротких, мускулистых конечностях (ниже скакательного сустава);
  • длинная спина с ровной поясницей;
  • широкая холка.
Внешний вид и параметры представителей

Если говорить о небольших размерах особей, то неприлично будет не ответить на вопрос: «Сколько весит лошадь?». Кони со следующими параметрами: рост — 153 см, длина — 166-205 см — и обхватом пясти в 24 см могут достигать 600-700 кг, а вот зрелые кобылы значительно меньше по размеру (150 см — рост, до 198 см — длина и около 21 см — обхват пясти) и весят порядка 580-650 кг.

Внешний вид и параметры представителей

Молодые лошади достигают вышеуказанных размеров примерно к 3-м годам, однако уже в год их параметры отличаются от стандартов взрослых коней и кобыл всего на 5%.

Внешний вид и параметры представителей

В настоящее время известно несколько разновидностей представителей породы Русский тяжеловоз:

Внешний вид и параметры представителей
  • Советский (Уральский) тип. Эти кони и кобылы имеют более длинные конечности с густющим и длиннющим волосяным покровом.
  • Массивные тип (более мощные кони).
  • Ново-алексеевский тип. Кобыла этой категории — нечто среднее между двумя рассмотренными ранее вариантами (чуть мощнее Советских, но меньше Массивных).
Внешний вид и параметры представителей

История

Впервые понятие «лошадь-тяжеловоз» появилось много столетий назад, в эпоху Средневековья, когда была особенно сильна потребность в выведении коней, способных нести на себе воинов в тяжёлых латах. Именно они принимали участие в рыцарских турнирах и походах, и блестяще справлялись с этой важнейшей задачей. Кроме того, прекрасные и сильные животные, именуемые в те времена «дестриэ», сопровождали своих владельцев в походах и были им хорошими спутниками в перемещении на большие расстояния.

Какой средний вес у коня был в те времена? Предки современных тяжеловозов достигали массы в 800–1000 кг при росте до 200 см. Конечно, лошадь с такими габаритами не была способна успешно маневрировать или с лёгкостью брать барьеры. Кроме того, под нагрузкой дестриэ быстро утомлялись, и не могли обеспечить длительное движение вперёд так же успешно, как их более лёгкие «коллеги».

Современными потомками средневековых дестриэ считаются многие породы лошадей. Самые известные из них – бельгийские брабансоны, французские першероны и шайры, используемые в Великобритании. Именно английской породе тяжеловозов и принадлежит рекорд по массе и росту особи. Жеребец породы шайр, родившийся в далёком 1846 году, как зафиксировано, имел высоту в холке 220 см и весил более полутора тонн.

В России, из-за обилия пахотных угодий, сложилось собственное генеалогическое ответвление тяжеловозов. Формирование пород было начато на рубеже XIX и XX веков на базе местных упряжных лошадей и ввозимых из Бельгии арденов. Характерная дисгармоничность европейской разновидности тяжеловозов под влиянием селекционной работы была устранена. Выведенный тип лошадей отличался крепким, красивым сложением, впечатляющим экстерьером. Такой подход благотворно сказался на репутации будущей породы – она смогла завоевать не один приз на всемирных и международных выставках.

История лошади владимирский тяжеловоз

Несмотря на отсутствие полноценной тяжелоупряжной породы, потребность в таких лошадях царская Россия испытывала немалую. Отчасти этот спрос удовлетворяли универсальные рабочие лошади, среди которых особенно сильными и выносливыми считались животные, разводимые во Владимирском ополье. Этот природно-исторический регион обеспечивал сильными выносливыми лошадьми все ближайшие крупные города — Москву, Ярославль, Владимир и т.д.

Еще со времен Ивана Грозного здесь (а именно в Гавриловом Посаде) находился дворцовый конный завод, который в начале XVIII века занялся целенаправленным разведением тяжелоупряжных лошадей. Однако долгое время эти работы сводились к простой селекции, поэтому для ускорения результата в 1886 году была создана Гаврило-Посадская государственная заводская конюшня, которая наряду с разведением верховых лошадей приступила к созданию полноценной тяжеловозной породы. Для этих целей на завод были закуплены жеребцы иностранных тяжелоупряжных пород — французские першероны, бельгийские ардены и английские суффолки. В первые годы XX века в экспериментах также стали активно задействовать шотландских клейдесдалей, а с 1910-х гг. — английских шайров.

Работа селекционеров была направлена на скрещивание импортных жеребцов с местными беспородными кобылами, которые, как уже упоминалось, тоже обладали неплохими тяжеловозными качествами. Ключевой задачей такого скрещивания было закрепление у потомства богатырской мощи и великолепного экстерьера импортных родителей, а также хорошей приспособляемости и неприхотливости отечественных кобыл.

За несколько десятилетий экспериментов гаврило-посадский конезавод обеспечил практически полную замену рабочих лошадок на улучшенные помеси во всех окрестных хозяйствах, однако полноценной породы пока еще не было. Селекционная работа носила достаточно хаотичный и несистематизированный характер, и это продолжалось вплоть до 1930-х годов.

В 1936 году вся структура гаврило-посадского конного завода была реформирована и преобразована в Гаврилово-Посадский госплемрассадник. Была проведена систематизация полученных за долгие года результатов и типизация выведенных помесей. Одной из этих помесей и был владимирский тяжеловоз, но порода лошадей с таким названием появилась чуть позже. Потребовалось еще целое десятилетие на то, чтобы убедиться в стабильности основных характеристик породы. Лишь в 1946 году владимирский тяжеловоз был официально зарегистрирован в качестве новой породы лошадей в СССР.

Хотя середина XX века — это уже время активной механизации экономики и заката эпохи лошадей, владимирские тяжеловозы сыграли важную роль в послевоенном восстановлении экономики Советского Союза. В стране отчаянно не хватало тракторов и прочей тяжелой техники, которую, по меньшей мере, еще два десятилетия заменяли тяжелоупряжные лошади, применявшиеся не только в сельском хозяйстве, но также и в армии.

Богатырские лошади России

К широко известным тяжам, выведенным в России (Советском Союзе), относят породы владимирских, советских и русских тяжеловозов. Практически все лошади тяжеловозы России выводились на основе европейских пород.

Тем не менее, селекционерам удалось создать уникальные породные группы животных. Компактное и пропорциональное телосложение выделяет их на фоне исходных пород. Зоотехники делали упор на выведение лошадей, приспособленных к местным условиям, неприхотливых и выносливых, обладающих хорошей тягловой силой.

Особое внимание уделялось добронравности. Отбор проводился еще до отъема жеребят. Злобные и недоверчивые к людям малыши сразу отбраковывались и не допускались к племенному использованию. Такие жесткие требования вполне оправданы – человеку не под силу справится с упрямой и непослушной махиной почти в тонну весом.