Как правильно содерржать лошадей бельгийской породы

Самые сильные лошади – тяжелоупряжные. В 17–19 веках их разводили и использовали для перевозки грузов. С развитием эпохи механизации большинство тягловых пород оказались на грани исчезновения, потому что их заменили машины. Однако и сейчас есть потребность в этих лошадях – они до сих пор остаются верными помощниками на поле в сельской местности.

Шайры – это очень могучие и массивные животные. Именно эти английские кони – самые крупные представители вида тяжеловозов. Они по совместительству представляют собой и наиболее древнюю тяжеловозную породу – первые упоминания о шайрах встречаются еще в записях, датированных первыми веками нашей эры. Они и сегодня пользуются огромным спросом, так как обладают целым рядом уникальных качеств и характеристик, в числе которых и неповторимый внешний вид, который поражает своим великолепием.

Именно эти английские кони – самые крупные представители вида тяжеловозов

Экстерьер породы:

  • массивный внешний вид;
  • высота в холке не менее 165 см, причем у некоторых особей она может превышать 190 см;
  • широкая, короткая и сильная спина;
  • массивная широколобая голова крупных размеров;
  • мускулистые и мощные ноги с крупными копытами;
  • длинный круп;
  • заостренные уши;
  • пушистый хвост.

Массивный внешний вид Высота в холке не менее 165 см, причем у некоторых особей она может превышать 190 см Мускулистые и мощные ноги с крупными копытами

Характерные особенности этой породы:

  • Удивительная выносливость. Шайры способны перемещать большой вес на расстояние до нескольких десятков километров.
  • Дружелюбный характер. Представители этой породы очень миролюбивы и доброжелательны по отношению к другим животным и к людям. Они послушно подчиняются своим владельцам.
  • Обучаемость. Эти кони способны обучаться командам, выполняя все необходимые распоряжения.

Удивительная выносливость Они послушно подчиняются своим владельцам Эти кони способны обучаться командам, выполняя все необходимые распоряжения

Именно порода лошадей шайр положила начало многим современным тяжеловесным видам.

Что такое конная упряжь

Такими терминами, как конная упряжь или сбруя, называется совокупность всех приспособлений, обеспечивающих возможность управлять животным, располагаясь за ним в повозке. Другими словами, это название подразумевает комплекс ремней с уздой и вожжами, надеваемый на корпус животного и позволяющий контролировать траекторию движения скакуна. Слово упряжь в словаре имеет следующие синонимы: сбруя, упряжка, запряжка.

Людей, виртуозно владеющих упряжкой лошадей, называют:

  • кучер;
  • ямщик;
  • ездовой;
  • извозчик;
  • погонщик и т.д.

Только им достается право посредством вожжей, прикрепленных к узде, управлять лошадью.

Чтобы не причинять боль животному при езде, нужно правильно подобрать и подогнать все элементы, из которых состоит приспособление. Если неправильно затянуть ремни, то при соприкосновении с телом можно получить «ожог» мягких тканей либо другие повреждения. Как следствие работоспособность лошади снизится.

Российские породы лошадей-тяжеловозов

В России выведено 3 породные линии, относящиеся к тяжелоупряжным. К ним относятся:

  • советский тяжеловоз;
  • русская тяжелоупряжная лошадь;
  • владимирская порода.

Стоит ли сажать помидоры?ДаНет

В 18–19 веках эти животные были незаменимыми помощниками в сельской местности. Они использовались для перевозки леса, стройматериалов, сена, кормов. Сегодня большинство представителей этих породных линий задействованы там, где не пройдёт ни одна техника. Их сила по-прежнему нужна, но уже не в том объёме, как это было перед началом развития технического прогресса.

Советский тяжеловоз

Породу создали на основе помесей русских битюгов и упряжных лошадей. Позднее к их потомкам приливалась кровь арденов, першеронов и бельгийских тяжеловозов. Часть признаков советский тяжелоупряжный конь унаследовал от суффольков.

Порода лошадей советский тяжеловоз

Животные довольно рослые, обладают массивным типом телосложения, но при этом отличаются уравновешенным характером и проявляют покорность. Вес взрослого жеребца достигает 800 кг, а в отдельных случаях превышает тонну.

  • рост – 1,6–1,7 м;
  • обхват груди – 2 м;
  • голова грубоватая, среднего размера;
  • шея плотная с хорошо очерченным мышечным рельефом;
  • спина и грудь широкие;
  • рёбра имеют округлую форму;
  • круп мощный, раздвоенный;
  • конечности массивные, крепкие, с большими копытами;
  • масть лошадей этой породы преимущественно рыжая, реже встречается гнедая.

Внимание! Советский тяжеловоз ценится за силу, нетребовательность к кормовой базе и скороспелость. Кобылицы дают много молока.

Русский тяжеловоз

Рассматривая сильных лошадей, стоит упомянуть о русской тяжелоупряжной. Порода сформировалась на рубеже 19 и 20 столетий. За основу селекционеры брали отечественных теплокровных кобыл и скрещивали их с бельгийскими арденами и першеронами.

Читайте также:  Выращивание свиней: самые современные системы и технологии

Русскую тяжелоупряжную породу официально признали и внесли в реестр в 1952 году. Это невысокие лошади, отличающиеся мягким темпераментом и нетребовательностью к уходу и питанию.

Первые племенные жеребцы, полученные от потомков арденов, отличались слишком малым ростом, около 143 см в холке. Селекционеры поставили цель – поработать над улучшением этого параметра. С годами русские тяжеловозы стали выше, современные жеребцы вырастают до отметки 149–153 см при весе 600–700 кг.

Порода лошадей русский тяжеловоз

  • голова крупная с расширенной лобной частью;
  • туловище непропорционально длинное с грудью бочкообразной формы;
  • ноги сухие, короткие, жилистые, с крупными суставами;
  • шея мускулистая, длинная, красиво изогнутая;
  • спина широкая со слабовыраженным прогибом;
  • круп плотный, у некоторых представителей породы слегка опущенный;
  • распространённые масти – гнедая, рыжая.

Владимирский тяжеловоз

Порода выводилась в довоенный период с 1930 по 1935 годы. За основу генотипа были взяты клейдесдальские жеребцы, их скрещивали с местными упряжными кобылами. Незначительное влияние на породу оказали шайры.

Владимирские тяжеловозы обладают крепким телосложением и высоким ростом – от 163 до 170 см. Среди отечественных тяжелоупряжных пород эта отличается самыми крупными габаритами.

Владимирской лошади свойственна большая голова с немного выпуклым профилем, расположенная на длинной мускулистой шее, широкая спина, косое расположение лопаток и крепкие костистые конечности с правильной постановкой. Низко посаженный сбитый круп округлой формы. Волосы в хвосте и гриве густые, что делает коня ещё красивее. Нижняя часть конечностей оброслая, копыта широкие с прочным рогом.

Представители владимирской породы ­– самые сильные лошади из тех, что выведены в Советском Союзе. Несмотря на крупные габариты, они проявляют миролюбие и покладистость. Лучшие жеребцы содержатся на конных заводах Ивановской и Владимирской областей.

Виды тяжелоупряжных лошадей и их описание

Многие породы тяжелоупряжных коней оказались на грани исчезновения. Это связано с тем, что в процессе селекции новых видов не все они оказались востребованы среди коневодов. При этом есть породы, которые и по сей день пользуются популярностью среди фермеров.

Советский тяжеловозный конь был получен путем скрещивания местных беспородных особей с представителями бельгийских брабансонов. Их рост превышает полтора метра, а длина туловища достигает 170 см. Получившийся вид отличается своей активностью, доброжелательностью, выносливостью и быстрым взрослением.

Советская тяжеловозная порода

Владимирская тяжеловозная порода стала потомком скрещивания Лорда Джеймса, Глен Албина и Бордер Бренд. Официально новый селекционный вид был зарегистрирован в 1947 году, но активно использовался еще до начала Второй Мировой войны. Высота особи достигает 170 см, длина тела доходит до 175 см. Породе свойственны скороспелость, добрый нрав и высокие способности к продолжению рода.

Владимирский тяжеловоз

Австралийская тяжеловозная лошадь была получена в результате селекции четырех пород. У себя на Родине она используется не только для выполнения физических работ. Высокие показатели экстерьера позволяют австралийским тяжелоупряжным коням принимать участие на выставках, а добрый нрав животных привел к тому, что в Австралии их используют для верховой езды. Недостатком для российских коневодов является непереносимость видом низких температур.

Австралийская тяжеловозная порода

Брабансон

Брабансон – классическая порода тяжеловесов, которую используют как основу для введения новых видов. Благодаря своим высоким показателям выносливости, селекционеры часто используют их для скрещивания с менее продуктивными видами. Рост особей не превышает 160 см, а длина тела доходит до 180 см. Уже через два года после рождения таких лошадей можно использовать для сельскохозяйственных работ. Срок эксплуатации такого коня достигает 20 лет.

Кони породы Брабансон

Булонские тяжеловозы считаются одной из самых старых пород. Еще в Древнем Риме их использовали для обработки полей и перевоза грузов. Официальное признание порода получила лишь поле 1627 года. Во время войны между Англией и Францией такие кони не только занимались работой на домашних хозяйствах, но и участвовали на поле битвы.

Связано это с тем, что коневоды вывели два подвида: массивный для работы на крупных полях и менее тяжелый для труда на скромных хозяйствах и защиты поселений. Рост современных Булонских тяжеловозов немного превышает полтора метра, а вес в среднем достигает 750 кг. В Германии, Бельгии и Франции численность породы регулируется на государственном уровне.

Булонский тяговой конь

Ирландские тяжеловозы получили свое распространение только на территориях Англии и Ирландии. Эта порода характеризуется своей универсальностью. Благодаря маленькому весу, но завидной выносливости, животные используются не только для обработки полей. На них продолжают отправляться на охоту, ездить на большие расстояния и участвовать в скачках.

Грациозный ирландский тяжеловоз

Першерон

Першерон – рекордсмен среди тяжелоупряжных пород. Рост некоторых особей превышает два метра, а вес достигает 1000 кг. Предки породы до сих пор остаются неизвестны. Но многие иппологи склонны полагать, что Першерон появился в результате скрещивания арабских скакунов, бретонских особей и булонской породы.

Читайте также:  Агрессивный петух и 10 способов усмирить злого Петьку

Богатая наследственность наделила новый вид сухостью конституции, ловкостью, мягким ходом и поразительной выносливостью. Современная селекция этих лошадей не предполагает длинного волосяного покрова на конечностях. Это значительно упрощает процесс ухода за животными. Сочетание массивности и грациозности позволяет коням породы Першерон не только работать на фермах, но и выступать на цирковой арене.

Порода Першерон

Шайр – наиболее известная порода тяжелоупряжных лошадей в мире родом из Англии. Разведение таких коней считается элитным и престижным занятием, которое по карману далеко не многим. Стоимость молодой особи в возрасте до двух лет стартует от 8000 евро. Лошади имеют норовистый характер. Запрячь их – задача непростая, ведь Шайры не приемлют применение к себе силы.

Конь породы Шайр

Время Действия
7:00 Подъем и уборка лошадей
8:00 Выход с ездовыми на работу
12:00 – 13:00 Перерыв с водопоем и выпасом
13:00 – 17:00 Продолжение рабочего дня
17:00 Выпас кобыл после завершения рабочего дня
20:00 Загон в стойло

Существует несколько разновидностей отечественных и зарубежных пород.

Российские породы

На сегодняшний день известны 3 породы российских коней:

  • советский;
  • русский;
  • владимирский.

В XVIII веке была выведена порода битюг, которая в начале XX века совсем исчезла.

Русская тяжеловозная

В истоках создания русских тяжей лежит работа по отбору и чистопородному разведению завезённых из Бельгии мелких тяжеловозов – арденов. В результате разведения в чистоте, а так же скрещивания их с представительницами разных упряжных пород (в основном брабансонов и першеронов) была выведена русская тяжеловозная линия.

Эти кони некрупные, но широкотелые, с плотной конституцией и энергичным темпераментом, долго живут, не теряя при этом работоспособность (их используют до 20 летнего возраста), а так же они высокоплодовиты. Особенно ценится их неприхотливость к кормам, причем они хорошо их усваивают и сохраняют упитанность.

В племенных целях используют их до 25-летнего возраста. Кроме того, их ценят за высокие мясные качества и высокую молочность.

Русские тяжи относятся к мелким тяжеловозам. Они характеризуются

  • небольшой головой с широким лбом и живыми глазами;
  • мускулистой короткой  шеей; широкой низкой  холкой; широкой и растянутой, и слека мягковатой спиной;
  • широкой и ровной поясницей;
  • свислым раздвоенным задом;
  • глубокой длинной и широкой грудью;
  • сухими недлинными правильно поставленными конечностями с умеренной оброслостью.

Масть преимущественно рыжая разных оттенков. Встречаются кони рыже-чалые, гнедые, гнедо-чалые, вороные, игреневые и серые. Средние промеры жеребцов: 151,8 – высота в холке, 162,3 –  длина туловища по диагонали, 206,2 – обхват груди, 22,2 – обхват пясти, около 600 кг – живая масса.

Русские тяжи очень скороспелые и уже к трём годам почти полностью развиты. В молочный период жеребята набирают вес около полутора килограмм за сутки. Рабочие качества их очень хорошие – они обладают высокой грузоподъёмностью, выносливы, очень подвижные с энергичным темпераментом, но при этом с добрым нравом и нетребовательностью к условиям содержания. Эти характеристики делают русских тяжей очень популярными среди конезаводчиков и делают их перспективными для мясного и молочного коневодства.

Характеристика

Лошадь владимирский тяжеловоз представляет собою наиболее крупную породу из всех существующих Российских тяжеловозов. Интересно, что вес жеребцов составляет приблизительно 758 кг. И в обхвате груди они достигают целых 207 сантиметров! Кобылы не так уж сильно отличаются собственными параметрами. Обхват груди равняется 196 см, а вот вес их – 685 кг. Самой распространенной является именно гнедая масть. Но могут быть так же, рыжими либо вороными.

А еще они бывают с белоснежными отметинами на голове и ногах. Представители владимирских тяжеловозов обладают горбатым профилем, длиннющей крупной головой, длинной и мускулистой шеей, ярко выраженной холкой, длинной и широкой спиной, широкой грудью, длинным и наклонным крупом, а так же длинными ногами. В 1952 году имели честь быть зарегистрированными еще две иных породы русских тяжеловозов. Одну из них вывели примерно сто лет назад на основе арденов.

А вот вторая, была выведенной на основе местных кобыл и брабансонов. Две породы лошади данные отличает их удивительное долголетие и скорый темп роста. Их ранее называли русскими арденами (то есть схожими, с одними из самых лучших тяжеловозов в мире).

Особенности кормления

Высокие нагрузки рабочих лошадей требуют много энергии, которая восстанавливается за счет правильного питания. Основной рацион такого животного состоит из следующих компонентов:

  • грубые корма (луговое и бобовое сено, солома) – не менее 1,5–3 кг на 100 кг веса животного;
  • сочные корма (корнеплоды, овощи, силос) – 2–3 кг на 100 кг массы;
  • концентраты (овес, ячмень, кукуруза, жмых) – в соответствии со сложностью выполняемой работы;
  • поваренная соль – от 5 (при легкой работе) до 10 (при тяжелой) г на каждый центнер веса коня.

Кормят лошадок трижды за сутки небольшими порциями. Воду задают перед приемом пищи. Первая трапеза должна проходить не позже, чем за 1,5 часа до предполагаемой работы.

Несмотря на развитие техники, рабочие лошади по-прежнему остаются незаменимым орудием во многих сферах хозяйства человека. Но при их использовании следует помнить, что это живые существа, требующие должного ухода и содержания. Лишь в этом случае можно добиться от коня высокой продуктивности работы и сохранить его здоровье.

Перспективы разведения владимирского тяжеловоза

Хотя в некоторых регионах нашей страны даже сегодня крестьяне иногда используют лошадей для обработки земли и еще чаще запрягают лошадей в телеги, о массовой необходимости в рабочих тяжеловозах говорить не приходится. В таких обстоятельствах владимирскую лошадь постигла участь многих других отечественных пород — катастрофическое снижение численности поголовья.

Хотя даже сейчас продолжается селекционная работа по дальнейшему совершенствованию породы, численность чистопородного маточного поголовья остается крайне низкой — около сотни маток и пара десятков производителей. Иными словами порода де-факто находится под угрозой исчезновения.

Однако перспективы у породы всё же имеются. Благодаря довольно нарядной внешности (именно над ее улучшением сегодня работают селекционеры) владимирский тяжеловоз отлично подходит для использования в туристическом секторе, в частности в сфере активного отдыха — конного туризма или спортивной охоты. Спокойный и уравновешенный нрав этих лошадок позволяет успешно задействовать их там, где в роли седоков часто выступают совершенно неопытные в верховой езде туристы.

Эффектная внешность владимирцев позволяет с успехом использовать их в городских парках, где горожане охотно катаются в нарядных каретах, запряженных этими красивыми лошадьми.

Кроме того, в последние годы в моду начали входить спортивные состязания с участием тяжеловозов. Причем соревнуются лошади не только в перетаскивании грузов, но и в классических конноспортивных дисциплинах, например, в скачках.

Похожие записи

  • Подведены итоги «Золотой Осени 2016»
  • В южных регионах России будут строиться новые тепличные комплексы
  • Рыбаки Ямала бьют прошлогодние рекорды по добыче рыбы
  • Победительницей в конкурсе проекта «Мама-предприниматель» стала мать семерых детей
  • Успехи в развитии племенного овцеводства и козоводства – гордость отечественного АПК
  • В Воронежской области зафиксирован очаг АЧС

Русские тяжеловозы

Среди отечественных тяжелоупряжных пород известны такие тяжеловозы России, как Битюги, конь из Владимира, русский конь-тяжеловоз и Советский.

Битюги

Исчезнувший, не доживший до современности русский тяжеловоз Битюг был в свое время незаменимым помощником для крестьянина и работал как ломовой конь. Небольшой по размеру коренастый питомец был ростом не больше 1 м 60 см.

Тяжеловоз из Владимира

Крупная Владимирская порода тяжелоупряжных лошадей России стала разводиться, начиная с 1935-го года. Ее прародителями выступили тяжеловозы из Европы. В результате скрещивания появился тяжелоупряжной представитель ростом до 1,67 м при весе до 0,7-0,75 т. Однако новая порода отличалась от иных высокими силовыми характеристиками и повышенной выносливостью.

Описание внешности относит Владимирских лошадей к массивным животным с присущей им пластикой в движениях, что не характерно для многих пород тяжеловозов.

Среди часто встречающихся мастей Владимирской породы рыжая и гнедая, но есть и вороные кони из Владимира.

Советский конь

Спокойный по характеру красивый конь Советской породы тяжеловозов взял генетические корни от Битюгов при скрещивании с бельгийскими Брабансонами, английскими Першеронами и Арденами и стал разводиться по 3 направлениям русских лошадей:

  • стандартный Советский тяжеловоз, который выступает как основной тип,
  • утяжеленный тип, отличающейся большей массивностью,
  • облегченный тип с сухим телосложением.

Советский жеребец вырастает в холке до 1,65-1,7 м. Средний вес советского жеребца — до 0,7-1,0 т. Чаще всего он либо рыжий, либо бурый. Реже можно увидеть Советского тяжеловоза вороной и гнедой масти.

Русские тяжелоупряжные

Русская порода тяжелоупряжных лошадей появилась в результате скрещивания с бельгийскими арденами, мелкими по размерам. Появившийся русский Арден сгладил дисгармоничную конституцию прародителей и приобрел хорошую экстерьерную внешность.

Описание зарегистрированного в середине прошлого столетия русских тяжеловозов относит их к невысоким животным, до 1,5 м высотой, но довольно сильным.