Белые лебеди – символ чистоты – всё о домашней птице

Как в XVIII веке русская мифология была выдумана на западный манер, кому это было нужно и откуда взялись Лель, Ярило и Зимцерла. Arzamas рассказывает о новом русском фейклоре

Когда и как лебеди выводят своих птенцов: особенности содержания маленьких лебедей – АгрономWiki

Белый лебедь – это верх грации, царской величественности и красоты. Птицей восхищались и почитали во все времена, о ней слагали песни и стихи, сказки и легенды. Сегодня это символ духовной чистоты, непорочности и супружеской верности.

В статье мы расскажем, из каких краев к нам прибыл длинношеий красавец, чем он выделяется внешне и расскажем о его продуктивных качествах.

Белый лебедь или Лебедь-кликун издавна покоряет человечество своей красотой и грацией. Эта птица относится к евразийским.

Впервые получила распространение в конце 19 века, затем представители породы были завезены в Викторию (столица Британской Колумбии) в 1930-х годах, где лебедь стал украшением городских водоемов и парков.

Сегодня он распространен в дикой природе и искусственных хозяйствах Северного полушария, в том числе и в России.

Внешний вид

Белый лебедь (литературное название – Лебедь-кликун) относится к самым крупным водоплавающим птицам, отличаясь как внешней габаритностью, так и весовыми показателями — птица вырастает до 10-13 кг.

Туловище вытянутое, длинное — 150-170 см. Шея также длинная, тонкая и изящная, прямостоячей посадки. Крылья сильные, размах около 2 метров, лапы короткие, посажены назад, темного оттенка.

Клюв серый или желто-черный.

Несмотря на внешнюю интеллигентность и незащищенность, птица подвижная, и если ее разозлить, может начать шипеть, издавать своеобразные «клики» и даже нанести сильные удары крылом.

Продуктивные качества

Выращивают Белых лебедей в основном как декоративную птицу, с целью украшения парков, водоемов, зоопарков. На их разведении можно строить бизнес, так как маленьких птенцов сложно отыскать и нужно заплатить немалые деньги, чтобы радовать глаз прекрасной птицей.

Самка откладывает всего 3-7 яиц чисто белого или желтоватого цвета, поэтому разведение белоснежных красавцев — кропотливый труд. С целью получения мяса их выращивают крайне редко, однако, следует сказать, что они могут давать много очень вкусного и нежного мяса.

Также высоко ценится лебяжье перо, которое используют как утеплитель, наполнитель подушек и одеял, материал для отделки одежды.

Интересные факты о Белых лебедях

Когда и как лебеди выводят своих птенцов: особенности содержания маленьких лебедей – АгрономWiki

О верности

У многих народов Белый лебедь олицетворяет лучшие человеческие качества: мудрость, духовная чистота и преданность. Поражает тот факт, что птицы верны друг другу, поэтому выбирают себе пару один раз и на всю жизнь.

Самец и самка вместе выращивают потомство, вместе переживают все горести и опасности, а в случае смерти одного из супругов уже никогда не заводят новую пару. В нашем мире они стали символом настоящей любви и верности.

В следующем видео вы сможете полюбоваться романтичным брачным танцем лебедей, который передает их трепетность и нежность друг к другу, а шеи птиц формируют образ «сердца».

О перьях

Как мы уже говорили, лебеди густо покрыты пером. Однако вряд ли вы знаете, что их количество около 25 тыс. штук! Они являются чемпионами в этой номинации, но при первой же линьке сбрасывают так много оперения, что временно теряют способность летать.

в домашних условиях

Для разведения лебедей дома необходимо иметь немаленький водоем, который бы не замерзал в зимний период. Также соорудите маленькие постройки или навесы с сеном или соломой, куда бы птицы на время могли выйти из воды. Ночевать они будут, скорее всего, также в воде.

Читайте также:  Как живут дикие гуси Можно ли их содержать в неволе

Лебедь неприхотлив в еде, его рацион мало чем отличается от гусиного. Птицы достают ил со дна водоема, водоросли, щипают траву. Также им следует давать комбикорм с ценными микроэлементами и витаминами.

 После зимней линьки очень важно не пропустить момент, когда вырастет новое перо, но птица еще не встанет на крыло.

В этот момент необходимо подрезать маховые перья первого ряда, чтобы ваши красавцы не улетели.

Фотогалерея

 «Лебеди с малышами на пруду»

В этом видео вы сможете наблюдать повадки лебединой семьи на пруду.

Услад

Так описывает Услада Григорий Глинка: «Радость на челе, румянец на щеках, уста улыбающиеся, увенчанный цветами, одетый нерадиво в легкую ризу, играющий в кобзу  Кобза — лютнеподобный струнный щипковый музыкальный инструмент. и пляшущий на голос оныя, есть бог веселия и жизненных услаждений…»

Барон Сигизмунд фон Герберштейн. Роспись Юрия Шубица на потолке Национального музея Словении. 1885 год © Wikimedia Commons

История происхождения славянского Диониса такова. Летопись Повести временных лет рассказывает о первой религиозной реформе князя Владимира Святославича — попытке упорядочить и централизовать верования подданных (первая реформа не удалась, и второй стало принятие христианства). Летописец перечисляет кумиров, установленных Владимиром на берегу Днепра, и первым называет «Перуна древяна, а главу его сьребряну, а yс злат». В XVI веке один из списков Повести временных лет попал в руки барона Сигизмунда фон Герберштейна, дипломата, путешественника и автора «Записок о московитских делах». Герберштейн не говорил по-русски, но владел словенским, однако этого оказалось недостаточно, чтобы разобрать пассаж из Повести временных лет: в его описании пантеона Владимира «ус злат» Перуна превратился в отдельное божество — Услада. Так выдуманное австрийским дипломатом имя попало к русским писателям, и уже они сочинили ему биографию покровителя наслаждений.

Спасительная молитва

Рассказы о женщинах-лебедях можно было услышать в европейских странах и в более позднее время. Правда, с приходом христианства эти дамы из могущественных волшебниц превратились в зачарованных красавиц — жертв чар злых колдунов и ведьм. Одно из таких преданий подарило идею знаменитого балета «Лебединое озеро» великому композитору Петру Ильичу Чайковскому, который повествует о несчастной девушке Одетте, обращённой злым колдуном в птицу и только лунными ночами обретающей свой истинный облик. Однако на германских землях сохранилось немало и других легенд о дамах, превращённых в лебедей. Так, в Гессе-не вот уже несколько столетий рассказывают следующую историю. Однажды лесник, служивший у местного герцога, обходя вверенную ему территорию, в глухой чаще на глади уединённого озера увидел прекрасного лебедя. Сначала мужчина хотел застрелить птицу, дабы преподнести эту знатную дичь хозяину, но та вдруг превратилась в восхитительную девушку. Незнакомка подплыла к берегу и со слезами на глазах поведала леснику свою печальную историю. Оказалось, что несчастная была единственным ребёнком богатых крестьян, живших в соседней деревушке. Мать красавицы поссорилась с сельской ведуньей, и та заколдовала её любимую дочь, обратив в лебедя. Снять чары сможет лишь тот человек, который будет читать ей каждое воскресенье в течение года молитву «Отче наш», а также хранить в секрете их встречу. Лесник согласился выступить в роли благородного спасителя, но незадолго до окончания положенного срока рассказал о своём приключении друзьям. После этого зачарованная красавица пропала без следа, и как сложилась её дальнейшая судьба, неизвестно.

Основные источники для изучения славянской мифологии.

На основе чего восстанавливается древняя мифология, что помогает нам её реконструировать, каковы основные источники? Языческие представления пережили несколько этапов, они не оставались неизменными, некоторые основные идеи формировались ещё во времена первого-второго тысячелетия до нашей эры, но судить о том времени достаточно сложно. Рыбаков в своей книге «Язычестве древней Руси» делает очень подробный экскурс то время, ниже мы немного затронем этот вопрос. Язычество развивалось и достигло наибольшего расцвета как раз к VIII-IX векам, то есть ко времени крещения Руси. Восстановить примерное направление эволюции мифологии и её основные черты нам помогают древнерусские летописи, труды греческих, римских и восточных историков и путешественников, скандинавские саги. К сожалению, у наших древнерусских летописцев-христиан не было цели полно описать языческие представления, донести эти сведения для потомков. Они же не могли загадывать так далеко вперёд. Сами летописи, несмотря на распространённое заблуждение, писались не с целью написать историю для будущих поколений, летопись должна была узаконить власть князя, показать её сакральный характер, объединить разные племена и города под его началом, сформировать положительный образ власти (прямо как и в наши времена). Наверное, летописцами управлял и чисто исследовательский интерес, но в то время люди вообще мыслили другими категориями и чуть ли не каждый год ожидали конца света, а вовсе не были заинтересованы в заглядывании в далёкое будущее, абстрактных размышлениях об историческом процессе. Сейчас нам сложно понять, что древний человек — это не наш современник, но с другим языком и в другой одежде, он воспитан иначе и мыслит в других категориях. Как бы то ни было, важно, что все описания языческих ритуалов, народных празднеств, древних богов носят резко негативный характер. Книжники писали о том, что сами непосредственно видели и что всем их современникам было хорошо известно, и они писали об этом для порицания, для того чтобы указать, как делать не нужно. Поэтому и сведения о мифологии мы получаем чаще из поучений, направленных против них.

Виктор Михайлович Васнецов. Тризна по Олегу

Интересным и важным источником служит также «Слово о полку Игореве» (XII в. Здесь боги упоминаются без осуждения, что важно, а наши князья и княгине оказываются способными превращаться в птиц и зверей. Герои непосредственно обращаются к солнцу как к богу и просят его о помощи. Всё это объясняется существованием на Руси культа волка и солнечных божеств и героев.

То, что не удаётся извлечь из текстов, в которых сведения о язычестве фрагментарны, помогает восстановить археология. Каменные памятники, найденные курганы, бытовые предметы, наряды, дома, украшения, прикладное искусство дают нам важную информацию. Все эти вещи часто имеют на себе солнечные и растительные символы, которые направлены на то, чтобы принести благополучие и огородить людей от неприятностей, злых сил, обладающих огромной властью и находящихся повсюду вокруг. Этнографические материалы, собранные в XIX-XX веках, также служат важным источником информации. В деревнях и на окраинах дольше всего сохранялись старые представления и ритуалы, там они продолжали влиять на жизнь людей. Эти сохранившиеся традиции удаётся связать с древними временами. Сюда же относятся и произведения фольклора, сказки, былины, мифы, песни, пословицы и поговорки. Сам язык хранит в себе память и мудрость веков, свидетельствует обо всех произошедших изменениях. Названия деревень и городов, речек, гор часто доносят до нас знания о древних, языческих временах, поэтому ономастика является наукой, помогающей изучению мифологии. Кроме того, многое удаётся понять, сопоставляя представления разных народов, используя знания и методы религиоведения и культурологии, обращаясь к материалам, исследованным такими учёными, как К. Г. Юнг, Джеймс Фрэзер, Эдвард Тайлор, А.А. Потебня, В.Я. Пропп. Без знания трудов этих исследователей, их концепций изучение и славянской мифологии невозможно.

Читайте также:  Как содержать перепелок в домашних условиях: особенности разведения

Список имен славянских богов

Бадняк — мифо-ритуальный персонаж, символизирующий старый год. Воплощается поленом, которое сжигают под Рождество. Божич — мифо-ритуальный персонаж, символизирующий новый год. «Молодой бог» в противоположность Бадняку — «Старому богу».

Велес — бог-покровительсказителей и поэзии, поскольку сказитель Боян назван в «Слове о полку Игореве» Велесовым внуком. Велес — чёрт, демон в чешских поговорках Вилы — женские водные духи, сходные с русалками. Волос — «скотий бог», покровитель скота

Герман — сезонный персонаж, связанный с плодородием

Дабог — мифологизированный образ «царя на земле», в противоположность Богу на небе. Дажьбог — солнечное божество, в фольклоре — замыкает зиму и отмыкает весну, покровитель свадеб, в книжности — предок русских людей от князя до земледельца Додола или Папаруда — женский персонаж, участвующий в ритуалах вызова дождя. Связана с Перуном.

Жива — женское божество, главное божество своей местности

Здухач — человек или животное, обладающие способностью бороться с непогодой.

Марена (Морена, Маржана) — весенний мифо-ритуальный персонаж, чучело, воплощение смерти и зимы, которое топили, разрывали или сжигали Мать — Сыра Земля — женский образ олицетворённой плодородной, родящей земли-матери. Смотрите, например, такие общеславянские обычаи как клятва землёй, исповедь земле, целование земли и так далее Мокошь — женское божество, покровительница прядения и ткачества[8]. Сменилась Параскевой- Пятницей

Перун — главный бог, покровитель князя и дружины, также громовержец[4]. Сменился Ильёй- пророком. Перун — громовержец, главный бог пантеона Подага — бог вагров с неясными функциями, имевший храм и идол в Плуне Поревит или Поренут — бог с неясными функциями Припегала — бог с неясными функциями, судя по источнику — «дионисийского» типа Прове — главный бог округи Старгарда, почитался в священной дубовой роще

Рарог — мифологическая огненная птица Рожаницы и Род — персонажи, олицетворявшие предначертанное, судьбу новорождённого, «что на роду написано» Руевит — главный бог Кореницы, бог войны

Сварог — возможно, бог-кузнец Сварожич — олицетворённый огонь Сварожич (Радегаст) — главный бог земли ратарей, связан с воинскими функциями Святовит — главный бог Арконы, связан с войной и победой Семаргл — полубожественный персонаж с неясными функциями, возможно — вестник между небесным и земным мирам Стрибог — божество, связанное, вероятно, с атмосферными функциями (ветром) Судженицы — существа женского пола, определяющие судьбу ребёнка при рождении.

Триглав — главный бог своей местности, с ним связан священный вороной конь, у его идола три головы Троян — персонаж-символ древности в «Слове о полку Игореве». В других источниках перечисляется вместе с остальными богами. На Русь был заимствован видимо из южнославянской фольклорной традиции.

Хорс — олицетворённое солнце

Чернобог — злой бог, приносящий несчастье

Яровит — бог войны и плодородия

Как оцените материал? +1 1 +1 +1 1 +1 +1 +1 +1