Как построить гараж своими руками

Многие владельцы загородных домов нередко думают о том, как построить гараж для своего автомобиля. Ведь приобрести готовую постройку или конструкцию могут себе позволить не все. Оставляя своего «железного коня» в автогараже, можно не волноваться за его сохранность. Кроме того, в это помещение можно складировать самые разные вещи.

Отдельно стоящий гараж

Отдельно стоящий капитальный гараж – первое из возможных решений. Из минусов: высокие финансовые затраты на строительство и сокращение полезной площади участка. Кроме того, может потребоваться дополнительный заезд для автомобиля, что означает коррективы в системе ограждения и оснащения её ещё одними воротами для автомобиля. Минусом становится необходимость отдельной организации коммуникаций или отказ от них, что делает пребывание в гараже зимой или очень жарким летом проблематичным. То же самое касается подведения электроэнергии и водопровода.

Однако такой гараж имеет ряд достоинств:

Отдельно стоящий гараж
  • Возможность построить гараж для нескольких автомобилей;
  • Отсутствие риска попадания газов и неприятных запахов в основное помещение дома;
  • Отсутствие шума от заведённого мотора и ремонтных работ;
  • Возможность совмещения с другими подсобными помещениями.

В целом, отдельно стоящий гараж – идеальный вариант. Однако если загородный дом не является местом регулярного длительного пребывания всей семьи (например, проживание в течение всего лета или зимы), то строительство может обойтись дорого и хлопотно. В таком случае лучше рассмотреть альтернативные варианты.

Выбор технологии и подготовительные работы

В первую очередь стоит ответить на вопрос – а почему именно деревянный гараж, чем хорош этот вариант материала? Конечно, сегодня подобные сооружения можно сделать и из кирпича, и из пеноблоков, и даже из профлиста. Но многие склоняются именно к древесине, ведь у этого материала есть важное преимущество – простота обработки. Из этого материала можно сделать практически любую конструкцию.

Кроме того, для деревянного гаража не столь страшны морозы. Этот материал хорошо держит тепло. А ведь порой ремонтом автомобиля приходится заниматься и в зимнее время. Но если с выбором материала разобрались, то стоит определиться с технологией постройки деревянного гаража.

Конечно, можно просто возвести сруб из бревен или брусьев. Но такой вариант обойдется вам слишком дорого. Поэтому многие специалисты рекомендуют присмотреться к каркасным конструкциям. Такая технология уже давно и с успехом используется при возведении жилых домов. Но возвести каркасный гараж своими руками – это дело вполне выполнимое.

Выбор технологии и подготовительные работы

К преимуществам такого варианта строительства гаража можно отнести следующее:

  • простота конструкции. Составить проект и воплотить его в реальность своими руками не составит большого труда, даже если у вас нет достаточного строительного опыта;
  • быстрота возведения. Все работы займут всего несколько дней;
  • само строительство обойдется относительно дешево;
  • есть возможность сделать любую наружную отделку, с легкостью «подогнать» ее под внешний вид соседних строений

Все это делает такую технику строительства очень привлекательным. Кроме того, деревянные каркасный гараж – это легкое сооружение. А это значит, что больших проблем с возведением фундамента у вас не будет.

Но прежде чем приступить к заливке основания следует провести некоторые подготовительные работы. Во-первых, нужно составить чертеж будущего гаража. Здесь учитывается количество машин, которые должны помещаться в строении, устройство крыши и другие параметры.

Выбор технологии и подготовительные работы

Во-вторых, следует подготовить площадку. Грунт выравнивают и делают разметку на месте. Ну и конечно нужно запастись всеми необходимыми материалами и инструментами. Только после этого можно приступать к самим строительным работам.

Не все просто

В жилом доме гараж должен иметь перекрытия, соответствующие нормативным требованиям по звукоизоляции и герметичности, чтобы выхлопные газы не могли проникнуть в расположенные над гаражом жилые помещения. Перекрытия между отапливаемыми помещениями второго этажа и неотапливаемым гаражом необходимо теплоизолировать со стороны гаража слоем минеральной ваты толщиной минимум 12 см. Такой же слой теплоизоля-ции укладывают на внутренние стены, отделяющие гараж от жилых помещений. Если гараж тоже будет отапливаться (оптимальная температура для «теплого» гаража составляет +5 °С), то наружные стены утепляют так же, как и дом. Помимо наружных стен теплоизолируют перекрытие (слоем минваты 12 см) и внутренние стены, примыкающие к жилым помещениям (слоем 8 см). Под армированную стяжку пола укладывают плиты жесткого пенополистирола толщиной 10-12 см.Наш совет. Чтобы выхлопные газы не попадали из встроенного гаража в жилую часть дома, помещения можно разделить тамбуром или кладовой. Если устройство тамбура невозможно, устанавливают негорючую, герметичную и теплоизолированную дверь.

Гараж, пристроенный к основному объему здания, займет  полезную площадь участка и потребует дополнительных расходов на строительство «автономного» фундамента, стен и крыши, правда, позволит немного сэкономить — ведь одна из стен у гаража и дома будет общей. Зато такой гараж можно возвести в любой момент — как только появится желание или необходимость, даже через много лет после строительства дома (желательно, впрочем, будет сделать так, чтобы пристройка гармонировала с основным строением и не нарушала целостность его облика). А вот проложить коммуникации (систему отопления, водо- и электроснабжения) из дома в гараж можно будет с минимальными последствиями для получаем чистый воздух в жилых помещениях, а в случае с лоской крышей — еще и площадку, которую можно: использовать как балкон или террасу.

Нормативы и требуемые документы для оформления

Главный документ, регламентирующий постройку объектов на частных земельных участках, называется СНиП (строительные нормы и правила), в нем описаны особенности размещения гаража на земельном участке. Наиболее популярный размер объекта (длина — 7 м, ширина — 5 м) позволяет парковать автомобиль и облагается небольшим налогом, однако документ разрешает возводить постройку и другого размера.

Для создания гаража без фундамента разрешение не требуется. Перед началом капитальных строительных работ проводят согласование с местными органами: администрацией или сельсоветом. Для рассмотрения вопроса нужно подготовить документы о праве собственности, общий план земельного участка, схема территории, на которой планируется возведение гаража.

В течение 10 рабочих дней поступит ответ. Если расположение гаража на участке соответствует градостроительным нормативам, нормы пожарной и экологической безопасности соблюдены, вы получите разрешение на строительство. На проведение работ отводится срок, который может быть увеличен по просьбе владельца участка.

Какой гараж можно построить своими руками?

Гаражи различаются между собой в первую очередь материалами. Следующая градация — утепление гаража или его отсутствие, затем — подведение коммуникаций. Начнем первого критерия, из чего построен гараж:

Кирпичный гараж — капитальное, теплое и сухое помещение. Это самая сложная и дорогая постройка из возможных вариантов гаража, но она наравне с домом долгие годы прослужит не только вам, но и вашим детям.

Главный недостаток этого варианта, после стоимости материалов — это невозможность построить кирпичный гараж самостоятельно, если вы не обладаете навыками профессионального строительства.

Гараж из блоков (шлакобетонных, пенобетонных или газосиликатных) тоже довольно теплый. Материалы для его строительства дешевле, чем кирпич. При этом сами блоки обладают меньшим весом, поэтому создают меньшую нагрузку на фундамент. Соответственно, можно построить более простой фундамент, что тоже сокращает и время работы, и расходы.

Металлический гараж — очень популярная в прошлом конструкция. как правило, стоит на бетонном фундаменте, но не прочно укреплена на нем. Это не утепленный гараж, и в этом его главный недостаток. Второй минус — невозможность сварить гараж без профессиональной сварки. Хотя специалист со сварочным аппаратом соберет его из частей буквально за день.

Какой гараж можно построить своими руками?

Каркасный гараж сочетает в себе относительную легкость строительства, доступность материалов и возможность сделать постройку теплой и комфортной. Вы сможете установить каркас самостоятельно, разве что пригласив на помощь соседа или друга ради большей скорости работы.

Из всех возможных вариантов каркасные гаражи максимально удовлетворяют требованию совместить качество с невысокой ценой.

Уделите внимание процессу строительства именно каркасного гаража.к оглавлению ↑

Этапы возведения гаража

Переходим к практике – строим гараж своими руками. Экспертная пошаговая инструкция поможет выполнить работу оперативно и без ошибок. Условно постройку можно разделить на 5 этапов – возведение фундамента, каркаса, стен, кровли и утепление конструкции.

Фундамент

Установка фундамента – обязательный этап возведения гаражи. Дерево – относительно легкий материал, однако в целом конструкция будет оказывать давление на поверхность и без прочной основы постепенно уйдет в землю. Кроме того, фундамент помещает дереву впитывать влагу из почвы, а значит, пол гаража будет служить долго и не деформируется.

Для деревянных построек сооружают ленточный фундамент с монолитным основанием. Свайные и винтовые конструкции предполагают привлечение спецтехники, а в дачных условиях это будет затруднительно.

Этапы обустройства ленточного фундамента:

  1. Расчистка участка – площадка под основание должна быть ровной, без ям, камней, мусора и выбоин.
  2. Разметка территории – линии должны быть идеально ровными.
  3. Установка деревянных досок по периметру. Делайте основание с запасом, чтобы стены гаража не «улетали» с постамента.
  4. Ограниченное досками пространство засыпают песком, кладут основание из керамзита или гравия.
  5. Заливают цементный раствор. Для основания гаража площадью 4 х 6 м понадобится около 500 л раствора.
  6. По углам устанавливают столбы высотой 3 м – они станут основой будущего каркаса.
  7. В идеале при закладке фундамента учитывают факторы местности – глубину промерзания почвы, плотность грунта, уровень влажности и т.д.
Читайте также:  Инкубация индюшиных яиц в инкубаторе — режим и таблица

Каркас, стены, кровля и утепление

Предпочтительный стройматериал – хвойный брус, высушенный методом камерной сушки. Такая древесина имеет влажность не больше 14%, не деформируется от сезонных перепадов температур и других факторов.

Сооружение каркаса и обшивка – наименее сложные этапы строительства. Брус соеиняется по принципу «шип-паз», что ускоряет процесс и обеспечивает дополнительную прочность конструкции. Утепление выполняют при необходимости– если пользуетесь дачей круглый год, без теплого гаража не обойтись, для сезонного проживания утеплять не обязательно.

Крышу рекомендуется делать плоской или односкатной – это экономичней и уменьшает вес гаража. Да и смотрится такая конструкция более современно. Обратите внимание, что даже у плоской крыши должен быть незаметный глазу уклон, чтобы наверху не скапливалась влага.

Скажите, как художник художнику: вы рисовать умеете

Даже если не умеете, то не пренебрегайте этим этапом строительства. Поверьте, простая линейка и миллиметровая бумага помогут избежать многих досадных ошибок и лишних расходов.

Скажите, как художник художнику: вы рисовать умеете

Помните о том, что если вы выбираете распашные ворота – то им нужно место, чтобы раскрыть свои «крылья».

Ещё один нюанс, который необходимо учитывать при проектировании – минимально необходимая площадь для манёвра, особенно, если гараж расположен в стороне от въезда на участок.

Скажите, как художник художнику: вы рисовать умеете

Отопление и утепление гаража

Если планируется использовать гараж круглый год, надо или стены сразу делать теплыми (из блоков с низкой теплопроводностью) или утеплять построенные по каркасной технологии. Материалы для утепления стандартны: минеральная вата, полистирол (экструдированный или обычный пенопласт). Есть еще вариант негорючего утеплителя, который в случае с гаражом просто отличный вариант — пенобетон малой плотности. Его можно заложить между стойками каркаса. Негорюч, недорог, хорошо держит тепло. Плохо только, что на него ничего не повесишь, но есть же стойки каркаса, вот на них и можно крепить.

Есть два типа организации отопления в гараже: постоянное и периодическое. Постоянное может быть отдельным или частью отопления дома. Если делать отдельно — это та же домовая система, только в меньшем объеме. Получается дорого и сложно: отдельный котел, который тоже надо обслуживать и контролировать.

Один из вариантов организовать отопление в гараже — дотянуть ветку из дома. Но тут тоже непросто: трубопровод, требующий хорошего утепления, большой объем земельных работ для его прокладки, причем, желательно не просто в землю, а в канализацию.

Периодическое отопление —  печки типа буржуек и их модификации. Их топить можно дровами, всяким горючим хламом, которого обычно имеется достаточно. Но наиболее привлекательной выглядит мысль сделать печку на отработке — топлива вокруг полно, и задаром (или почти). Конструкции есть разные, описаны они с статье «Печь на отработанном масле своими руками«.

Этот тип отопления организовать проще всего: поставил печку и топи, но и комфорта меньше. Во-первых, тепло в основном возле печки, а во-вторых, приходите-то вы в холодный гараж и пока растопите, пока начнет он прогреваться…

Размещение гаража и построек должно быть комфортным

Все строения, которые задуманы для отдыха – гостевой домик, открытая летная столовая, бассейн – размещают подальше от сторонних взглядов и шума. Террасу следует размещать на юг.

Продумывая размещение гаража, помните, что основное, чем действительно стоит руководствоваться при выборе варианта – это комфорт. Например, если разместить гараж на цокольном этаже, но не позаботиться о водоотводе, то каждую весну придется бороться с затоплением.

Рассматривая вариант гаража на цокольном этаже и пристроенного к дому гаража, учитывайте, что это очень комфортно по многим причинам, поскольку в таком гараже будет удобно разместить мастерскую, в которую можно попасть из дома, что важно особенно в метель или в ливень. На такой гараж, как и на пристроенный к дому, можно установить охранную систему, которая установлена на основное строение.

Особенно любят такие варианты мужчины. В мастерской или в гараже можно находиться сколько угодно, все коммуникации подведены, можно прямо там обустроить и душевую. Часто хозяйки тоже находят в этом плюс для себя, устанавливают там стиральную машину и газовое оборудование. Получается удобная хозяйственная часть, в которой приятно проводить время. Можно там также разместить котельную. Секрет, по которому люди любят находиться в таких помещениях – незаконченность интерьера, что, по мнению психологов, повышает способность к творчеству и к изобретениям.

Читайте также:  Настойка ореховых перегородок при язве желудка

Важно также продумать, как размещены постройки по отношению друг к другу. Например, размещать баню напротив гаража – не лучший вариант.

Сооружение строения из профнастила

Листы профнастила очень универсальны. Из них можно делать заборы и всевозможные постройки хозяйственного назначения. Автогаражи, сделанные из этого материала, отличаются аккуратностью и надежностью. Лучше для этой цели брать профнастил марки ПС или С. Если нет желания разбираться во всех тонкостях материала, то лучше проконсультироваться по этому вопросу с продавцом. Кроме того, для сооружения гаража из профнастила нужно обзавестись следующим:

  • бетон для устройства фундамента и усилительная арматура;
  • каркасные элементы: уголок, металлические прутки, брус;
  • ворота;
  • крепежные детали.

Сначала нужно сделать фундамент. Для гаража больше подходит монолитная основа. Для этой цели нужно снять верхний почвенный слой и поместить в образованную нишу немного увлажненный песок. Стойки нужно будет устанавливать в специальные скважины, о приготовлении которых нужно заранее позаботиться.

Затем работы производится по стандартному принципу. По всему периметру ямы делается опалубка, на нее фиксируются прутья-усилители, скрепленные проволокой. Затем в скважины ставятся каркасные стойки. При монтаже стоек нужно время от времени проверять их ровность с помощью строительного уровня. Затем основание заливается бетонной смесью марки М300. Фундамент наберет прочность через две-три недели. Лишь после полного затвердения можно приступать к другим работам.

Перед установкой каркаса из металла нужно свериться с проектными размерами. Трубы можно резать болгаркой, электрическим лобзиком, а соединять — сварочным аппаратом.

Профнастил крепится к конструкции болтами и саморезами со специальной прокладкой из резины. Материал можно нарезать электролобзиком. Листами профнастила также можно будет обшить ворота.

Что касается кровли, то самым оптимальным решением для стандартного гаража считается односкатная конструкция. Ее можно сделать из металла или древесины. Для обрешетки лучше брать вагонку. Выбирая кровельные материалы, следует учитывать климатические особенности региона.

Строим гараж из кирпича своими руками: окна и погреб

В боковых стенах гаража могут быть предусмотрены окна из стеклоблоков. Пол должен быть цементным, поскольку ему придется длительное время выдерживать воздействие, как механическое, так и масла и бензина. В гараже можно оборудовать смотровую яму или погреб. Ширина смотровой ямы должна быть на 10-15 см меньше расстояния между колесами автомобиля, а глубина — в полный рост человека, который будет в ней работать. Желательно закрепить по верхним краям ямы металлические уголки, чтобы колеса машины не соскальзывали при въезде в гараж. Она также должна быть зацементирована и иметь дополнительную гидроизоляцию для защиты от грунтовых вод. Если в данной местности они залегают близко к поверхности, от смотровой ямы лучше отказаться совсем.

Занимаясь оборудованием погреба, также потребуется предусмотреть гидроизоляцию и вентиляцию, чтобы в нем не было чрезмерной сырости. Погреб можно обшить деревянными досками — это самый экологичный материал, который можно использовать в местах хранения продуктов. Стены гаража также нужно бетонировать, а заднюю желательно обшить деревом или резиной на высоту бампера машины, чтобы уберечь и автомобиль, и стену от возможных ударов при въезде в гараж. Ставить автомобиль в гараже рекомендуется выхлопом к воротам.

Видео «Гараж своими руками» демонстрирует, как возводится сооружение из кирпича:

Обустройство вентиляции

Если вы не хотите, чтобы детали вашего авто быстро покрылись ржавчиной, обязательно позаботьтесь о вентиляции гаража. Требуется она и для удаления выхлопных газов, отрицательно влияющих на здоровье человека.

Для небольшого помещения достаточно обустройства естественной вентиляции. Для этого в противоположных стенах готовятся отверстия: приточное для поступления свежего воздуха и вытяжное. Первое располагают на минимальной высоте от поверхности – в 10-15 см от пола. Второе вытяжное отверстие размещают почти вплотную к потолку, на расстоянии от него в 10-15 см. Вытяжную трубу выводят над кровлей на высоту 0,5 м.

Обустройство вентиляции

Вентиляция гаража

При обустройстве вентиляции в гараже необходимо учесть, что для помещения 15 кв. м диаметр вытяжки должен составлять 225 мм. При увеличении площади помещения на каждый квадратный метр этот параметр необходимо увеличивать на 15 мм. Если для вытяжки готовится пара отверстий, то диаметр соответственно уменьшается вдвое.

Сечение вытяжки обязательно должно быть равным или меньшим сечения приточной вентиляции. Иначе возможно опрокидывание тяги. По этой же причине, если вы прикрываете приточный воздуховод, обязательно уменьшайте тягу и в вытяжке.

Обустройство вентиляции

Не забудьте, что при обустройстве смотровой ямы в ней требуется обустройство отдельной вентиляции!